fastcult (fastcult) wrote,
fastcult
fastcult

Categories:
  • Location:

Самые длинные романы в истории литературы

Расхожая фраза про то, что «краткость — сестра таланта» никогда не останавливала романистов. Если бы все писатели старались соответствовать этому клише, мир не увидел бы многих потрясающих произведений. Вот топ-12 самых длинных произведений в истории литературы
Расхожая фраза про то, что «краткость — сестра таланта» никогда не останавливала романистов. И это прекрасно. Если бы все писатели старались соответствовать этому клише, мир не увидел бы многих потрясающих произведений.

Вот топ-12 самых длинных произведений в истории литературы, которые доказывают, что не всякому крылатому выражению нужно верить слепо.




Джеймс Джойс (1882—1941)
«Улисс» (1922)



На протяжении семи лет писал Джойс своего «Улисса», а все действие романа
проходит на протяжении одного только дня — 16 июня 1904 года



Джеймс Джойс, «Улисс»
Обложка первого издания книги
Париж, 2 февраля 1922





Главный герой — Леопольд Блум, дублинский еврей. День наполнен событиями — Блум успевает побывать на похоронах, на берегу залива, в роддоме, в притоне и еще в нескольких местах между делом. Сюжет романа закручен вокруг измены жены Блума. Однако так плоско и повседневно описать это произведение нельзя.




Джеймс Джойс, «Улисс»
Обложка первого американского издания книги





В смысловых глубинах «Улисса» видны аналогии и аллюзии ко многим произведениям и героям мировой литературы, к архетипам женского и мужского начала, отношениям поколений. Самым явным, конечно, является обращение к «Одиссее» Гомера, которую Джойс считал одним из самых универсальных мифов.




Джеймс Джойс
Джеймс Джойс
1926





Роман не имеет единого стиля — автор пародирует или подражает разным стилям и разным авторам, как бы играя со всеми слоями мирового литературного наследия. Это роман-зеркало, в котором отражен весь мир, слившийся в один город и все времена, соединенные в один день.

«Поток сознания», стиль романа Джойса, позволяет разглядеть героев изнутри, как бы примерить на себя чужую жизнь, которая, оказывается, не так уж и отличается от собственной.




Комната Джеймса Джойса
Комната Джеймса Джойса





Интересно, что Блумсдей — день Блума, как теперь называют 16 июня — это день знакомства писателя со своей будущей женой.




Чарльз Паллисер (род. 11 декабря 1947)
«Квинканкс» (1989)



Современная авторская стилизация под викторианский роман, даже можно сказать, нарочитая стилизация постмодернистского по сути произведения, наполненного тайнами без разгадок и вопросами без ответов



Чарльз Паллисер, «Квинканкс»
Обложка первого издания книги





Сюжет — поиски мальчиком своего отца и попытка разгадать причины череды событий, преследующих героя и его мать. Роман, несмотря на свой немаленький объем (от 800 страниц, в зависимости от издания), имеет очень четкую и жесткую структуру, в которой каждое слово и действие, даже на первый взгляд пустяковое, находится на своем месте.




Чарльз Паллисер
Чарльз Паллисер





Каждый из рассказчиков внутри романа имеет свой субъективный взгляд на происходящее, что никак не помогает читателю разобраться в том, где же скрыта истина. Она, как говорится, всегда где-то рядом.




Чарльз Паллисер, «Квинканкс»
Обложка русского издания





Очень атмосферный и многослойный роман, в котором автор сумел удержать интригу до последнего слова.




Лев Толстой (1828—1910)
«Война и мир» (1865—1869)



Это, конечно же, самая классическая классика, которую только можно себе представить



Лев Толстой, «Война и мир»
Первое издание
Типография Т. Рис, у Мясницких ворот
Москва, 1868





Американцы называют «Войну и мир» одним из главных произведений человечества. Ну а те, кто читает в оригинале, делятся на две группы: одни от романа в восторге, а вторые — терпеть его не могут. Это не считая тех, кто вообще текст не осилил.




Лев Толстой
Лев Толстой
Москва, 1851 г.
Фотография с дагерротипа К. П. Мазера





Кому-то язык Льва Николаевича кажется громоздким и неповоротливым, кое-кто вообще называет его графоманом. А, например Борис Стругацкий считает, что: «язык может быть неуклюж и наполнен галлицизмами (как у Льва Толстого), коряв, неправилен и даже неестественен (как у Достоевского), заумен и неудобочитаем (как у Платонова или Велимира Хлебникова) — и при всем при том способен оказывать сильнейшее, иногда необъяснимое, чисто эмоциональное воздействие на читателя».




Лев Толстой
Лев Толстой
Москва, 1878—1879 гг.
Фотография М. М. Панова





У каждого, кто вынужден был проходить роман Толстого в рамках школьной программы, есть свое мнение и видение. Как правило, для подростка это чтение сложное. Может быть, секрет в том, чтобы прочитать «Войну и мир» в нужное время, то есть тогда, когда уже можешь осознать, что такое семья, долг и любовь к Отечеству. В общем, когда абстрактные понятия становятся реальными вещами.




Джон Голсуорси (1867—1933)
«Сага о Форсайтах» (1906—1921)



В 1932 году Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе
«за высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“»



Джон Голсуорси, «Сага о Форсайтах»
Джон Голсуорси





Поколение за поколением Форсайтов проходят перед читателем в трех больших циклах романов — «Сага о Форсайтах», «Современная комедия» и «Конец главы». Каждый из Форсайтов — личность неординарная, характеры героев прописаны автором настолько тонко, что со временем начинает казаться, будто это не только живые, но и хорошо знакомые тебе люди. Родственные связи, которые вначале отслеживаются с трудом, становятся понятными и знакомыми, каждая фигура семейства занимает свое место и образуется одна общая картина.




«Сага о Форсайтах», Издание в кожаном переплете
«Сага о Форсайтах»
Издание в кожаном переплете





А декорациями к жизни Форсайтов служат события, которые происходят в мире. И, конечно же, деньги. Ведь деньги Форсайтов — это своего рода рефрен этой истории. Они любят, сражаются, умирают и рождаются на фоне капиталов.


«Форсайты, ты знаешь, это такие люди, которые распоряжаются своим капиталом с тем расчетом, чтобы их внуки, если им пришлось бы умереть раньше своих родителей, вынуждены были составить завещание на свое имущество, которое, однако, переходит в их владение только после смерти их родителей. Тебе это понятно? Ну, и мне тоже нет, но, как бы там ни было, это факт; мы живем по принципу: „покуда есть возможность удержать капитал в семье, он не должен из нее уходить“»





Марсель Пруст (1871—1922)
«В поисках утраченного времени» (1913—1927)



Цикл из семи романов, более чем две тысячи персонажей, звание лучшего художественного произведения ХХ века



Марсель Пруст, «В поисках утраченного времени»
Первые гранки романа





Пруст не успел отредактировать последние три тома, они вышли уже после его смерти. Первый том цикла — «По направлению к Свану» был не слишком благосклонно принят критикой, однако это не смутило Пруста, ведь главной целью этого романа он считал познание самого себя через ассоциативное восприятие — эмоциональные всплески, причуды памяти.

Эта цитата как лейтмотив произведения, самое верное определение так и не найденного ни самим Прустом, ни кем-либо иным, утраченного времени:


«Прошлое находится вне пределов досягаемости, в какой-нибудь вещи (в том ощущении, какое мы от нее получаем), там, где мы меньше всего ожидали его обнаружить. Найдем ли мы эту вещь при жизни или так и не найдем — это чистая случайность»





Виктор Гюго (1802—1885)
«Отверженные» (1862)



О человечности и тяготах жизни, о надежде и отчаянии.
Одно из важнейших произведений Гюго



Виктор Гюго, «Отверженные»
Первое американское издание
1862





Сам писатель говорил о нем так:


«Пока на земле царит нищета и невежество, книги, подобные этой, не могут быть бесполезными. Я желаю уничтожить злой рок, тяготеющий над человечеством; я клеймлю рабство, я преследую нищету, я искореняю невежество, я лечу болезни, я освещаю мрак, я ненавижу ненависть. Вот каковы мои убеждения, и вот почему я написал „Отверженных“».



Действительно, этот роман о том, что ничто не однозначно, что ни на одном человеке нельзя ставить клеймо, что судьи гораздо справедливее нас будут решать — кто прав, кто виноват. Герои живые и объемные, они живут вне времени и пространства романа, хотя современная Гюго Франция в произведении играет не последнюю роль.




Федор Достоевский (1821—1881)
«Братья Карамазовы» (1880)



Последний роман Федора Михайловича, попытка осмыслить разные пути жизни
и разные подходы в отношении с Богом



Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»
Первое издание
Второй том
1881





Достоевский задумывал «Карамазовых» как первую часть «Великого грешника», но осуществить свой замысел не успел. Однако и без продолжения это, без преувеличения, великое произведение дает много тем для размышлений.

Можно верить или не верить в особенную веру русских, разделять или не разделять отношение к «загадочной русской душе», можно критически относиться к детективной составляющей романа — вряд ли Достоевский конкурент Агаты Кристи, суть не в этом.

Суть в семье Карамазовых, со всей ее предысторией и подоплекой, психологические корни поведения каждого из членов этой семьи и общий для всех корень — провинциальная Россия, православная вера.




Братья Карамазовы
«Братья Карамазовы»





Как и «Война и мир» Толстого, это произведение оценили во многих странах мира, в том числе, в Японии, где был поставлен одноименный мюзикл.




Жюль Ромэн (Луи Анри Жан Фаригуль)
(1885—1972)
«Люди доброй воли» (1932—1946)



Когда речь заходит о самом длинном романе в истории литературы,
называют именно это произведение



Жюль Ромэн (Луи Анри Жан Фаригуль), «Люди доброй воли»
XXI том романа
1945





Двадцать семь томов, более четырехсот персонажей, двадцать пять лет жизни страны — это много. Нет никакого единства действия или сюжета — этот роман как путешествие сквозь слои французского общества начала ХХ века — перед читателем проходят адвокаты и чиновники, рабочие и художники, банкиры и учителя.




Жюль Ромэн
Жюль Ромэн





Что особенно интересно, каждый герой Ромэна, как живой человек, развивается, меняется, реагирует на события внешней и внутренней жизни — это не безликий ряд персонажей, это сообщество индивидуальностей, людей доброй воли.




Сохачи Ямаока (1907—1978)
«Токугава Иэясу»
(с 1951 г. публиковался в японских ежедневных газетах)



Этот роман никогда не издавался одной книгой. Если бы кому-то пришло в голову
его издать, вышло бы сорок томов летописи



Сохачи Ямаока, «Токугава Иэясу»
Сохачи Ямаока
«Токугава Иэясу»





Это история сёгуна, объединившего Японию в единую страну. Реформатор, принесший своей стране мир, а населявшим ее иностранцам — проблемы.

Именно Токугава Иэясу начал массовые репрессии христиан, а также запретил японцам мореплавание и даже строительство кораблей, способных на дальние плавания. И это несмотря на то, что его советником был англичанин Уильям Адамс.




Токугава Иэясу
Токугава Иэясу
(1543—1616)





Токугава Иэясу впервые изложил в письменном виде «Уложение о самурайских родах» — кодекс самураев, согласно которому они должны были вести себя на службе и в личной жизни. Основанный Токугавой сёгунат правил Японией двести пятьдесят лет.




Мэдисон Купер (1894—1956)
«Сирония, Техас» (1952)



Чтобы понять, что роман из себя представляет, возьмите «Санта-Барбару», отсеките большую часть любовных линий, добавьте психологизма и тонкого южного юмора



Мэдисон Купер, «Сирония, Техас»
Мэдисон Купер работает с документами для книги «Сирония, Техас»





Самый длинный американский роман. На русском языке эту книгу не найти — может быть потому, что это специфически американское произведение, а может быть, это просто слишком долгий труд для переводчиков.

«Сирония, Техас» — один из тех американских романов, которые воспевают маленькие городки и их незамысловатую жизнь. Где всё неспешно, все всех знают, главная линия жизни для каждого — Мэйн стрит, а все приезжие, даже спустя двадцать лет жизни бок о бок, остаются немного чужаками.




Мэдисон Купер, «Сирония, Техас»
Мэдисон Купер подписывает книгу своей поклоннице





Автор потратил одиннадцать лет жизни на написание истории выдуманного городка, так похожего на его родной Вако. И был награжден за свои труды премией Houghton Mifflin Literary Award.




Сэмюэл Ричардсон (1689—1761)
«Кларисса, или история юной леди»
(1747—1748)



Роман в лучших традициях чувствительной литературы. Неудивительно — ведь именно Сэмюэл Ричардсон и стал основателем этого течения



Сэмюэл Ричардсон, «Кларисса, или история юной леди»
Первое издание





Героиня — девушка Кларисса — погибает, обесчещенная светским львом Робертом Ловеласом. Фамилия антигероя стала нарицательной, хотя сегодня не многие знают, откуда, собственно, пошло название «ловелас».




Сэмюэл Ричардсон, «Кларисса, или история юной леди»
Портрет Сэмюэла Ричардсона (ок. 1750)
Художник: Масон Чамберлин (1727–1787)





Этот роман, на современный вкус не слишком «драйвовый», был прорывом не только в творчестве Ричардсона, но и вообще знаковым на фоне остальных произведений того времени — трагическая смерть невинной жертвы, благородная месть и наказание негодяя — захватывающий сюжет для неторопливой публики восемнадцатого века, не избалованной событиями в романах. Особенно общественность поразило отсутствие хэппи-энда. Писателю даже предлагали переписать произведение, но он настоял на своем и «История юной леди» дошла до нас в том же виде, в котором была впервые представлена читателям.




Оноре д’Юрфе (1568—1625)
«Астрея» (1607—1628)



Грандиозный не только по объему, но и по литературному значению роман



Оноре д’Юрфе, «Астрея»
Обложка издания 1612 года





«Астрея» — один из самых любимых романов исследователей и филологов. И понятно почему: в этом произведении можно найти истории на любой вкус — сорок новелл, стихи, письма, разнообразные персонажи. Любовь возвышенная и вполне земная, ужасное и смешное — в «Астрее» есть все.




Оноре д’Юрфе, «Астрея»
Оноре д’Юрфе





В свое время она произвела фурор и пользовалась ажиотажной популярностью в кругах аристократов Франции и Германии. Кстати говоря, образы многих героев книги и писались с современных автору известных людей. Этот роман высоко ценился многими писателями и драматургами — например, Мольером, Корнелем и Ларошфуко.
Tags: Лента, литература, рекорды, топ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments