
Расхожая фраза про то, что «краткость — сестра таланта» никогда не останавливала романистов. И это прекрасно. Если бы все писатели старались соответствовать этому клише, мир не увидел бы многих потрясающих произведений. |
Вот топ-12 самых длинных произведений в истории литературы, которые доказывают, что не всякому крылатому выражению нужно верить слепо.
«Улисс» (1922)
На протяжении семи лет писал Джойс своего «Улисса», а все действие романа проходит на протяжении одного только дня — 16 июня 1904 года |
![]() |
Обложка первого издания книги Париж, 2 февраля 1922 |
Главный герой — Леопольд Блум, дублинский еврей. День наполнен событиями — Блум успевает побывать на похоронах, на берегу залива, в роддоме, в притоне и еще в нескольких местах между делом. Сюжет романа закручен вокруг измены жены Блума. Однако так плоско и повседневно описать это произведение нельзя.
![]() |
Обложка первого американского издания книги |
В смысловых глубинах «Улисса» видны аналогии и аллюзии ко многим произведениям и героям мировой литературы, к архетипам женского и мужского начала, отношениям поколений. Самым явным, конечно, является обращение к «Одиссее» Гомера, которую Джойс считал одним из самых универсальных мифов.
![]() |
Джеймс Джойс 1926 |
Роман не имеет единого стиля — автор пародирует или подражает разным стилям и разным авторам, как бы играя со всеми слоями мирового литературного наследия. Это роман-зеркало, в котором отражен весь мир, слившийся в один город и все времена, соединенные в один день.
«Поток сознания», стиль романа Джойса, позволяет разглядеть героев изнутри, как бы примерить на себя чужую жизнь, которая, оказывается, не так уж и отличается от собственной.
![]() |
Комната Джеймса Джойса |
Интересно, что Блумсдей — день Блума, как теперь называют 16 июня — это день знакомства писателя со своей будущей женой.
«Квинканкс» (1989)
Современная авторская стилизация под викторианский роман, даже можно сказать, нарочитая стилизация постмодернистского по сути произведения, наполненного тайнами без разгадок и вопросами без ответов |
![]() |
Обложка первого издания книги |
Сюжет — поиски мальчиком своего отца и попытка разгадать причины череды событий, преследующих героя и его мать. Роман, несмотря на свой немаленький объем (от 800 страниц, в зависимости от издания), имеет очень четкую и жесткую структуру, в которой каждое слово и действие, даже на первый взгляд пустяковое, находится на своем месте.
![]() |
Чарльз Паллисер |
Каждый из рассказчиков внутри романа имеет свой субъективный взгляд на происходящее, что никак не помогает читателю разобраться в том, где же скрыта истина. Она, как говорится, всегда где-то рядом.
![]() |
Обложка русского издания |
Очень атмосферный и многослойный роман, в котором автор сумел удержать интригу до последнего слова.
«Война и мир» (1865—1869)
Это, конечно же, самая классическая классика, которую только можно себе представить |
![]() |
Первое издание Типография Т. Рис, у Мясницких ворот Москва, 1868 |
Американцы называют «Войну и мир» одним из главных произведений человечества. Ну а те, кто читает в оригинале, делятся на две группы: одни от романа в восторге, а вторые — терпеть его не могут. Это не считая тех, кто вообще текст не осилил.
![]() |
Лев Толстой Москва, 1851 г. Фотография с дагерротипа К. П. Мазера |
Кому-то язык Льва Николаевича кажется громоздким и неповоротливым, кое-кто вообще называет его графоманом. А, например Борис Стругацкий считает, что: «язык может быть неуклюж и наполнен галлицизмами (как у Льва Толстого), коряв, неправилен и даже неестественен (как у Достоевского), заумен и неудобочитаем (как у Платонова или Велимира Хлебникова) — и при всем при том способен оказывать сильнейшее, иногда необъяснимое, чисто эмоциональное воздействие на читателя».
![]() |
Лев Толстой Москва, 1878—1879 гг. Фотография М. М. Панова |
У каждого, кто вынужден был проходить роман Толстого в рамках школьной программы, есть свое мнение и видение. Как правило, для подростка это чтение сложное. Может быть, секрет в том, чтобы прочитать «Войну и мир» в нужное время, то есть тогда, когда уже можешь осознать, что такое семья, долг и любовь к Отечеству. В общем, когда абстрактные понятия становятся реальными вещами.
«Сага о Форсайтах» (1906—1921)
В 1932 году Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“» |
![]() |
Джон Голсуорси |
Поколение за поколением Форсайтов проходят перед читателем в трех больших циклах романов — «Сага о Форсайтах», «Современная комедия» и «Конец главы». Каждый из Форсайтов — личность неординарная, характеры героев прописаны автором настолько тонко, что со временем начинает казаться, будто это не только живые, но и хорошо знакомые тебе люди. Родственные связи, которые вначале отслеживаются с трудом, становятся понятными и знакомыми, каждая фигура семейства занимает свое место и образуется одна общая картина.
![]() |
«Сага о Форсайтах» Издание в кожаном переплете |
А декорациями к жизни Форсайтов служат события, которые происходят в мире. И, конечно же, деньги. Ведь деньги Форсайтов — это своего рода рефрен этой истории. Они любят, сражаются, умирают и рождаются на фоне капиталов.
«Форсайты, ты знаешь, это такие люди, которые распоряжаются своим капиталом с тем расчетом, чтобы их внуки, если им пришлось бы умереть раньше своих родителей, вынуждены были составить завещание на свое имущество, которое, однако, переходит в их владение только после смерти их родителей. Тебе это понятно? Ну, и мне тоже нет, но, как бы там ни было, это факт; мы живем по принципу: „покуда есть возможность удержать капитал в семье, он не должен из нее уходить“»
«В поисках утраченного времени» (1913—1927)
Цикл из семи романов, более чем две тысячи персонажей, звание лучшего художественного произведения ХХ века |
![]() |
Первые гранки романа |
Пруст не успел отредактировать последние три тома, они вышли уже после его смерти. Первый том цикла — «По направлению к Свану» был не слишком благосклонно принят критикой, однако это не смутило Пруста, ведь главной целью этого романа он считал познание самого себя через ассоциативное восприятие — эмоциональные всплески, причуды памяти.
Эта цитата как лейтмотив произведения, самое верное определение так и не найденного ни самим Прустом, ни кем-либо иным, утраченного времени:
«Прошлое находится вне пределов досягаемости, в какой-нибудь вещи (в том ощущении, какое мы от нее получаем), там, где мы меньше всего ожидали его обнаружить. Найдем ли мы эту вещь при жизни или так и не найдем — это чистая случайность»
«Отверженные» (1862)
О человечности и тяготах жизни, о надежде и отчаянии. Одно из важнейших произведений Гюго |
![]() |
Первое американское издание 1862 |
Сам писатель говорил о нем так:
«Пока на земле царит нищета и невежество, книги, подобные этой, не могут быть бесполезными. Я желаю уничтожить злой рок, тяготеющий над человечеством; я клеймлю рабство, я преследую нищету, я искореняю невежество, я лечу болезни, я освещаю мрак, я ненавижу ненависть. Вот каковы мои убеждения, и вот почему я написал „Отверженных“».
Действительно, этот роман о том, что ничто не однозначно, что ни на одном человеке нельзя ставить клеймо, что судьи гораздо справедливее нас будут решать — кто прав, кто виноват. Герои живые и объемные, они живут вне времени и пространства романа, хотя современная Гюго Франция в произведении играет не последнюю роль.
«Братья Карамазовы» (1880)
Последний роман Федора Михайловича, попытка осмыслить разные пути жизни и разные подходы в отношении с Богом |
![]() |
Первое издание Второй том 1881 |
Достоевский задумывал «Карамазовых» как первую часть «Великого грешника», но осуществить свой замысел не успел. Однако и без продолжения это, без преувеличения, великое произведение дает много тем для размышлений.
Можно верить или не верить в особенную веру русских, разделять или не разделять отношение к «загадочной русской душе», можно критически относиться к детективной составляющей романа — вряд ли Достоевский конкурент Агаты Кристи, суть не в этом.
Суть в семье Карамазовых, со всей ее предысторией и подоплекой, психологические корни поведения каждого из членов этой семьи и общий для всех корень — провинциальная Россия, православная вера.
![]() |
«Братья Карамазовы» |
Как и «Война и мир» Толстого, это произведение оценили во многих странах мира, в том числе, в Японии, где был поставлен одноименный мюзикл.
(1885—1972)
«Люди доброй воли» (1932—1946)
Когда речь заходит о самом длинном романе в истории литературы, называют именно это произведение |
![]() |
XXI том романа 1945 |
Двадцать семь томов, более четырехсот персонажей, двадцать пять лет жизни страны — это много. Нет никакого единства действия или сюжета — этот роман как путешествие сквозь слои французского общества начала ХХ века — перед читателем проходят адвокаты и чиновники, рабочие и художники, банкиры и учителя.
![]() |
Жюль Ромэн |
Что особенно интересно, каждый герой Ромэна, как живой человек, развивается, меняется, реагирует на события внешней и внутренней жизни — это не безликий ряд персонажей, это сообщество индивидуальностей, людей доброй воли.
«Токугава Иэясу»
(с 1951 г. публиковался в японских ежедневных газетах)
Этот роман никогда не издавался одной книгой. Если бы кому-то пришло в голову его издать, вышло бы сорок томов летописи |
![]() |
Сохачи Ямаока «Токугава Иэясу» |
Это история сёгуна, объединившего Японию в единую страну. Реформатор, принесший своей стране мир, а населявшим ее иностранцам — проблемы.
Именно Токугава Иэясу начал массовые репрессии христиан, а также запретил японцам мореплавание и даже строительство кораблей, способных на дальние плавания. И это несмотря на то, что его советником был англичанин Уильям Адамс.
![]() |
Токугава Иэясу (1543—1616) |
Токугава Иэясу впервые изложил в письменном виде «Уложение о самурайских родах» — кодекс самураев, согласно которому они должны были вести себя на службе и в личной жизни. Основанный Токугавой сёгунат правил Японией двести пятьдесят лет.
«Сирония, Техас» (1952)
Чтобы понять, что роман из себя представляет, возьмите «Санта-Барбару», отсеките большую часть любовных линий, добавьте психологизма и тонкого южного юмора |
![]() |
Мэдисон Купер работает с документами для книги «Сирония, Техас» |
Самый длинный американский роман. На русском языке эту книгу не найти — может быть потому, что это специфически американское произведение, а может быть, это просто слишком долгий труд для переводчиков.
«Сирония, Техас» — один из тех американских романов, которые воспевают маленькие городки и их незамысловатую жизнь. Где всё неспешно, все всех знают, главная линия жизни для каждого — Мэйн стрит, а все приезжие, даже спустя двадцать лет жизни бок о бок, остаются немного чужаками.
![]() |
Мэдисон Купер подписывает книгу своей поклоннице |
Автор потратил одиннадцать лет жизни на написание истории выдуманного городка, так похожего на его родной Вако. И был награжден за свои труды премией Houghton Mifflin Literary Award.
«Кларисса, или история юной леди»
(1747—1748)
Роман в лучших традициях чувствительной литературы. Неудивительно — ведь именно Сэмюэл Ричардсон и стал основателем этого течения |
![]() |
Первое издание |
Героиня — девушка Кларисса — погибает, обесчещенная светским львом Робертом Ловеласом. Фамилия антигероя стала нарицательной, хотя сегодня не многие знают, откуда, собственно, пошло название «ловелас».
![]() |
Портрет Сэмюэла Ричардсона (ок. 1750) Художник: Масон Чамберлин (1727–1787) |
Этот роман, на современный вкус не слишком «драйвовый», был прорывом не только в творчестве Ричардсона, но и вообще знаковым на фоне остальных произведений того времени — трагическая смерть невинной жертвы, благородная месть и наказание негодяя — захватывающий сюжет для неторопливой публики восемнадцатого века, не избалованной событиями в романах. Особенно общественность поразило отсутствие хэппи-энда. Писателю даже предлагали переписать произведение, но он настоял на своем и «История юной леди» дошла до нас в том же виде, в котором была впервые представлена читателям.
«Астрея» (1607—1628)
Грандиозный не только по объему, но и по литературному значению роман |
![]() |
Обложка издания 1612 года |
«Астрея» — один из самых любимых романов исследователей и филологов. И понятно почему: в этом произведении можно найти истории на любой вкус — сорок новелл, стихи, письма, разнообразные персонажи. Любовь возвышенная и вполне земная, ужасное и смешное — в «Астрее» есть все.
![]() |
Оноре д’Юрфе |
В свое время она произвела фурор и пользовалась ажиотажной популярностью в кругах аристократов Франции и Германии. Кстати говоря, образы многих героев книги и писались с современных автору известных людей. Этот роман высоко ценился многими писателями и драматургами — например, Мольером, Корнелем и Ларошфуко.