fastcult (fastcult) wrote,
fastcult
fastcult

Categories:

Максим Кронгауз о мемах, истории «Я креведко» и Государственной Ду*е

Проект Fastcult встретился с мировой знаменитостью от лингвистики Максимом Кронгаузом. Доктор филологических наук на днях представил свою новую книгу «Самоучитель олбанского».
Проект Fastcult встретился с мировой знаменитостью от лингвистики Максимом Кронгаузом. Доктор филологических наук на днях представил свою новую книгу «Самоучитель олбанского». Речь в ней, разумеется, о мемах в нашем языке и о том, откуда они взялись.

Максим Кронгауз, интервью


Какова природа лингвистических мемов?

Максим Кронгауз: Природа — это прежде всего цитаты, слова или фразы, возникающие в определенной ситуации: иногда в определенном тексте, иногда — в фильме, иногда просто в жизненной ситуации. И дальше воспроизводящbеся либо в похожих ситуациях, либо порой даже в непохожих. Но их цитирование — отсылка к той, первой ситуации. Самые, наверное, простые примеры — это, скажем, текст «Горе от ума» Грибоедова, который породил какое-то количество крылатых выражений и фраз. Например, «влюбленные часов не наблюдают». Их можно бесконечно цитировать: двое ваших знакомых засиделись, вы вошли в комнату и сказали: «влюбленные часов не наблюдают», то есть как бы воспроизвели ситуацию, отослали к ней. Причем, жизнь мема такова, что если мем живет веками (а старые мемы, не интернетные, жили веками), то иногда источник забывается. Но мем, крылатое выражение продолжает жить. Только уже непонятно, кто это написал — Грибоедов, Пушкин — кто-то из классиков сказал. Само выражение живет и оно уместно в определенных ситуациях.

Максимом Кронгаузом, цитата


Для чего нам нужны современные мемы?

М.К.: Вообще, мем — всегда — это некое приобщение к культуре. Мем переносит явление, воспроизводя его в других ситуациях, в других текстах, то есть он продлевает жизнь некой фразы и воссоздает некую культурную ситуацию. Поэтому это такая передача культурной информации словами. Передаете вы не только слова, но и ту ситуацию, которая лежит в основе. Иногда, кстати, ситуации как таковой нет, но фраза, которую воспроизводят несколько раз, передает что-то абсурдное. Также это отсылка к общности: мы с тобой смотрели какой-то фильм, в котором эта фраза была озвучена, мы понимаем, о чем речь. Вообще очень важно «аукаться» знакомыми цитатами. И это в том числе означает, что мы свои, потому что у нас есть общие фоновые знания. Мы можем «аукаться» цитатами из, скажем, советских фильмов, или фанаты какого-то произведения «аукаются» цитатами, как раньше это делали поклонники Окуджавы или Стругацких. Сейчас, может быть, это цитаты из «Гарри Поттера». Это значит, что мы из одного культурного круга.

Максимом Кронгаузом, цитата


Какую фразу или слово из олбанского языка вы могли бы назвать самой яркой?

М.К.: Самый выдающийся мем за короткую историю нашего чуть более десятилетнего развития интернет-коммуникации — это, конечно, «Превед!». Это такой бесспорный лидер. Причем, он возник как мем: на картинке, когда медведь застает двоих возлюбленных и произносит «Превед!». Дальше он стал просто приветствием и названием картины «Превед, Медвед». Но закрепился, конечно, как приветствие. Фактически мем превратился в стандартное интернет-приветствие, которое показывает, что мы посвящены в интернет-сообщество в целом. Он имел максимальную популярность и просуществовал дольше многих. Еще есть загадка, почти бессмысленный мем, но обретший абсолютно мгновенную бешеную популярность, правда, более короткую. Это «Я креведко». Тут даже трудно объяснить, в чем его загадка, потому что он цитировался как-то не очень уместно. Но скорее всего он обозначает некое выпадение из действительности. Есть легенда, что он родился на лекции по физике. Студент почувствовал свое полное интеллектуальное ничтожество и написал «Я креведко». Но это легенда. Мем появился в bash.org, и больше о нем ничего не известно. Потом в сети появились фотографии парты, на которой это якобы было написано, но это все постановочные вещи.

Каким будет язык менеджера среднего звена в ближайшие пару лет в связи с этими тенденциями?

М.К.: Когда ты бросаешься за всеми модными тенденциями, то в тебе из этого не остается почти ничего. Скорее, люди подстраиваются под момент времени. Эти люди под властью не отдельных словечек, а под действием механизмов, которые чуть ли не ежедневно вырабатывают новые словечки и фразочки. Таким образом, вырабатывается отдельный стиль общения в интернете, который включается в стиль общения в быту. Те же офисные менеджеры соблюдают какой-то корпоративный стиль в быту и отчасти отрываются, освобождаются от него в интернете.

Максимом Кронгаузом, цитата


Какие лингвистические мемы чаще всего употребляются в отношении нашей Думы?

М.К.: Разумеется, сейчас стало мемом то, что позднее было объявлено оговоркой Владимира Познера. «Гос», а далее «Дума» было искажено некоторым образом. Замечательная метафора — это сравнение Думы с бешеным принтером, поскольку некоторые законы, принимаемые Госдумой, производят странное впечатление. В частности специальный закон против Владимира Познера казался очень странным. Поэтому такая метафора отражает некое определенное отношение к ней.

Почему нам нравится вворачивать весь этот мусор в лексикон?

М.К.: Причины разные. Падонки были популярны, потому что тогда был актуален бунт, контркультура. И в тот момент идея бунта, бунта политического, была очень важна. А заодно и бунт против культуры, против правил орфографии и других норм, которые можно было воспринимать как некие ограничения свободы. Хотя, правила орфографии и культурные ограничения — это все-таки не то, что можно назвать цензурой. И вот эта идея все ломать и рушить была очень популярна в то время. Сейчас она уже не так актуальна, мода на это схлынула.

Максим Кронгауз, интервью


Интервью: Галя Бушуева
Фото взяты с личной страницы Максима Кронгауза в Facebook
Tags: Галя Бушуева, Интервью, Лента, Максим Кронгауз, мем
Subscribe

  • (no subject)

    Не иди впереди меня — я могу не успеть. Не иди позади меня — я могу завести не туда. Просто иди рядом со мной и будь моим другом Альбер Камю…

  • (no subject)

    Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться Анри…

  • (no subject)

    Все думают, что легче всего цеплять девок, если ты снимаешься в кино. Нет, чуваки, легче всего цеплять девок, если ты — президент Соединенных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments