17June
Михаил Угаров: «...cлово же унесет культуру, останется визуальность»
Хоть Чехов, хоть Эсхил. Я люблю конфликты. Студентам пересказывал «Отелло» — им очень понравилось. Очень не люблю визуальность.

Не по Чехову
В театре сейчас самое интересное — это создание второго, альтернативного ряда театров. Это культурное явление, которому уже не год и не два, хотя в последние год-два оно развивалось достаточно ярко. О чем я говорю? «Платформа» на Винзаводе, Театр Йозефа Бойса, лаборатории в Центре драматургии и режиссуры («Мастерская на Беговой»). Это же действительно новое поколение режиссеров. У них другие мозги. Для пятидесятилетних мир делится на новую драму и, условно говоря, Чехова. А у этих ребят мир не делится вот так. Он по какому-то гораздо более интересному принципу делится. Это на самом деле очень простой принцип: талантливо — неталантливо, соотносится это с текущим днем и временем, которое сейчас на дворе, — не соотносится. А там хоть Чехов, хоть Эсхил. И это очень правильный подход.
Болотная против Голливуда
Теперь о кино. Новый сильный феномен — сегодняшнее молодое документальное кино. Оно резко рвануло вперед и оставило за спиной игровое кино, молодое прежде всего. Это и понятно: документальное кино больше связано с реальностью. Вот сейчас, насколько я знаю, снимется несколько фильмов о Болотной площади. Мама дорогая, лучше бы они не снимались. Делают их вроде молодые режиссеры с молодыми операторами и молодыми актерами, но получается старый добрый Голливуд. Те же сценарные схемы: отвязная девушка полюбила омоновца и прочая тошниловка. Документалисты не связаны этим мифотворчеством. Вот настоящее явление документального кино — фильм «Зима, уходи!» мастерской Марины Разбежкиной, коллективная работа молодых режиссеров. Тоже ведь фантастическая история — люди умеют работать вдесятером. Вот меня заставь так — смогу я? Вдвоем да, я свободно могу работать. Но втроем, впятером — я себе этого не представляю. Десять режиссеров на площадке — и они не убили друг друга, не поссорились навсегда, они друг другу помогали. Вот это тоже черта этого поколения.
Кстати говоря, такая готовность помочь продиктована ужасом окружающего и жестокостью, которая вокруг нас. И в людях это отзывается таким образом. Не жестокость на жестокость, а всем миром тушить пожары, или помогать Крымску, или искать потерявшихся детей. Это же потрясающая реакция. Мне кажется, это вообще главное, что сейчас происходит.
Смотреть документальное кино в Москве негде, это правда. Хотя если захочешь, всегда найдешь, где посмотреть, — в клубах, на специальных площадках. Два месяца мы показывали в Москве «Зима, уходи!». И по многим городам его уже провезли — Волгоград, Новосибирск, Киров, Вологда. Не создатели фильма навязываются, а их зовут.

«Милана» и Мадина
Еще одно большое событие в документальном кино — фильм «Милана» нашей студентки Мадины Мустафиной. Вот это у нас с Разбежкиной на курсе лидер — девочка из Караганды, совершенно дикая, не испорченная культурным сленгом. Не читала ни одной книжки, и я ей верю. Но когда я на нее смотрю, мне хочется сказать: «Девочка, а тебе и не надо читать». Она так воспринимает мир, как будто все уже знает, и это видно по фильмам. Фильм ее «Милана» прошел год назад по всем европейским фестивалям, это действительно событие. Вот после Леры Германики, разбежкинской ученицы, Мадина Мустафина — следующее яркое явление. Еще есть пара-тройка режиссеров молодых, о которых я-то знаю, что они звезды. Просто никто, кроме нас с Разбежкиной, об этом не догадывается.
Из ярких работ назову фильм Алексея Жирякова «Дом у дороги». Живет в деревне семья, молодые родители, но у них уже трое детей. Нищета фантастическая. Но при этом люди абсолютно счастливы, их не парит вообще ничего. Почему это нужно смотреть, почему это важно? У российских людей ведь вообще очень сложные понятия о прекрасном. А здесь эти понятия изменились, пошатнулись, и оказалось, что прекрасное можно находить в совершенно других вещах. И часть аудитории это возмущает категорически, а часть проникается и понимает.
Прочел — перескажи другому
С книгами у меня произошло что-то странное: я перестал читать. При этом жизнь я прожил, прочитав практически все, во всяком случае из русской и зарубежной классики. Так и жил всю жизнь с книжкой на диване. И вдруг наступил момент, когда я иду мимо магазина «Москва», мимо «Фаланстера» — и не захожу.
Это точно не только со мной, это происходит сейчас со всеми. Для двадцатилетних это еще более актуально, чем для пятидесятилетних. Не поверите: молодым актерам и режиссерам сижу и пересказываю «Анну Каренину». Потому что я привожу пример, а они не понимают, о чем речь. Студентам-кинорежиссерам недавно пересказывал «Отелло» — им очень понравилось. Может, это явление временное, может, чтение вернется. Не знаю.
Истина в перформансе
В театре ты все время работаешь между визуальным и вербальным, это два полюса. Очень не люблю визуальный театр и вообще визуальность. Мне кажется, это доцивилизационное искусство, потому что культуру вообще слово принесло. И слово же унесет культуру, останется визуальность. Может быть, сейчас этот процесс происходит.
Смыслы сегодняшнего дня формулируют прежде всего театр и перформанс, живой контакт между людьми. Только живому контакту сегодня и веришь.
Newdrama — дитя интернета
Не соглашусь, что интернет порождает отчужденность. Скорее наоборот — он расширяет диапазон общения. Вся новая драма была очень зависима от ресурса newdrama в ЖЖ, это очень мощная консолидирующая площадка, ценнейший ресурс по истории современного искусства. Не всегда знаю тех, с кем общаюсь в соцсетях, но мне эти люди интересны. Особенно когда конфликты интересные складываются, а я люблю конфликты.
Михаил Угаров, драматург, художественный руководитель "Театра.DOK"
Интервью: Елена Рыбакова
Фотограф: Ксения Колесникова
Дизайнер: Настя Пожидаева

Не по Чехову
В театре сейчас самое интересное — это создание второго, альтернативного ряда театров. Это культурное явление, которому уже не год и не два, хотя в последние год-два оно развивалось достаточно ярко. О чем я говорю? «Платформа» на Винзаводе, Театр Йозефа Бойса, лаборатории в Центре драматургии и режиссуры («Мастерская на Беговой»). Это же действительно новое поколение режиссеров. У них другие мозги. Для пятидесятилетних мир делится на новую драму и, условно говоря, Чехова. А у этих ребят мир не делится вот так. Он по какому-то гораздо более интересному принципу делится. Это на самом деле очень простой принцип: талантливо — неталантливо, соотносится это с текущим днем и временем, которое сейчас на дворе, — не соотносится. А там хоть Чехов, хоть Эсхил. И это очень правильный подход.
Болотная против Голливуда
Теперь о кино. Новый сильный феномен — сегодняшнее молодое документальное кино. Оно резко рвануло вперед и оставило за спиной игровое кино, молодое прежде всего. Это и понятно: документальное кино больше связано с реальностью. Вот сейчас, насколько я знаю, снимется несколько фильмов о Болотной площади. Мама дорогая, лучше бы они не снимались. Делают их вроде молодые режиссеры с молодыми операторами и молодыми актерами, но получается старый добрый Голливуд. Те же сценарные схемы: отвязная девушка полюбила омоновца и прочая тошниловка. Документалисты не связаны этим мифотворчеством. Вот настоящее явление документального кино — фильм «Зима, уходи!» мастерской Марины Разбежкиной, коллективная работа молодых режиссеров. Тоже ведь фантастическая история — люди умеют работать вдесятером. Вот меня заставь так — смогу я? Вдвоем да, я свободно могу работать. Но втроем, впятером — я себе этого не представляю. Десять режиссеров на площадке — и они не убили друг друга, не поссорились навсегда, они друг другу помогали. Вот это тоже черта этого поколения.
Кстати говоря, такая готовность помочь продиктована ужасом окружающего и жестокостью, которая вокруг нас. И в людях это отзывается таким образом. Не жестокость на жестокость, а всем миром тушить пожары, или помогать Крымску, или искать потерявшихся детей. Это же потрясающая реакция. Мне кажется, это вообще главное, что сейчас происходит.
Смотреть документальное кино в Москве негде, это правда. Хотя если захочешь, всегда найдешь, где посмотреть, — в клубах, на специальных площадках. Два месяца мы показывали в Москве «Зима, уходи!». И по многим городам его уже провезли — Волгоград, Новосибирск, Киров, Вологда. Не создатели фильма навязываются, а их зовут.

«Милана» и Мадина
Еще одно большое событие в документальном кино — фильм «Милана» нашей студентки Мадины Мустафиной. Вот это у нас с Разбежкиной на курсе лидер — девочка из Караганды, совершенно дикая, не испорченная культурным сленгом. Не читала ни одной книжки, и я ей верю. Но когда я на нее смотрю, мне хочется сказать: «Девочка, а тебе и не надо читать». Она так воспринимает мир, как будто все уже знает, и это видно по фильмам. Фильм ее «Милана» прошел год назад по всем европейским фестивалям, это действительно событие. Вот после Леры Германики, разбежкинской ученицы, Мадина Мустафина — следующее яркое явление. Еще есть пара-тройка режиссеров молодых, о которых я-то знаю, что они звезды. Просто никто, кроме нас с Разбежкиной, об этом не догадывается.
Из ярких работ назову фильм Алексея Жирякова «Дом у дороги». Живет в деревне семья, молодые родители, но у них уже трое детей. Нищета фантастическая. Но при этом люди абсолютно счастливы, их не парит вообще ничего. Почему это нужно смотреть, почему это важно? У российских людей ведь вообще очень сложные понятия о прекрасном. А здесь эти понятия изменились, пошатнулись, и оказалось, что прекрасное можно находить в совершенно других вещах. И часть аудитории это возмущает категорически, а часть проникается и понимает.
Прочел — перескажи другому
С книгами у меня произошло что-то странное: я перестал читать. При этом жизнь я прожил, прочитав практически все, во всяком случае из русской и зарубежной классики. Так и жил всю жизнь с книжкой на диване. И вдруг наступил момент, когда я иду мимо магазина «Москва», мимо «Фаланстера» — и не захожу.
Это точно не только со мной, это происходит сейчас со всеми. Для двадцатилетних это еще более актуально, чем для пятидесятилетних. Не поверите: молодым актерам и режиссерам сижу и пересказываю «Анну Каренину». Потому что я привожу пример, а они не понимают, о чем речь. Студентам-кинорежиссерам недавно пересказывал «Отелло» — им очень понравилось. Может, это явление временное, может, чтение вернется. Не знаю.
Истина в перформансе
В театре ты все время работаешь между визуальным и вербальным, это два полюса. Очень не люблю визуальный театр и вообще визуальность. Мне кажется, это доцивилизационное искусство, потому что культуру вообще слово принесло. И слово же унесет культуру, останется визуальность. Может быть, сейчас этот процесс происходит.
Смыслы сегодняшнего дня формулируют прежде всего театр и перформанс, живой контакт между людьми. Только живому контакту сегодня и веришь.
Newdrama — дитя интернета
Не соглашусь, что интернет порождает отчужденность. Скорее наоборот — он расширяет диапазон общения. Вся новая драма была очень зависима от ресурса newdrama в ЖЖ, это очень мощная консолидирующая площадка, ценнейший ресурс по истории современного искусства. Не всегда знаю тех, с кем общаюсь в соцсетях, но мне эти люди интересны. Особенно когда конфликты интересные складываются, а я люблю конфликты.
Михаил Угаров, драматург, художественный руководитель "Театра.DOK"
Интервью: Елена Рыбакова
Фотограф: Ксения Колесникова
Дизайнер: Настя Пожидаева
Читайте также:
-
В Москве прошла "ночь длинных ковшей"
( Read more...Collapse )Ночью с 8 на 9 февраля начался снос торговых павильонов, которые были признаны самостроем. Уничтожено около 100 объектов.
-
Сергей Шнуров простыми словами про два разных мира и типа людей
( Read more...Collapse )Сергей Шнуров простыми словами и очень доходчиво объяснил про два мира два шапира.
-
Лучшие мотивирующие картинки для первого рабочего дня
( Read more...Collapse )В сети появилось большое количество идеальных мотивирующих картинок, которые должны способствовать удачной работе.