fastcult (fastcult) wrote,
fastcult
fastcult

Максим Семеляк: «Хочется читать про большое и чужое прошлое»

Стоящие тексты сами тебя находят. Элемент позора в журналистике. Дневник по Барту. Ценю вздорность в культурной журналистике.

Максим Семеляк, интервью, фасткульт, fastcult, культура, музыка, интернет, сми


О концертах

В Москве я практически перестал ходить на концерты, поэтому первое, что приходит в голову, — недавний парижский концерт Кима Фаули. Такой очень древний и очень вздорный американский музыкант и продюсер, который вообще-то безвылазно живет в Калифорнии, поскольку никому особо не нужен, но тут вдруг пустился в европейский тур с первыми встречными музыкантами. И был концерт в парижской церкви. Для меня это представление обладало особенной ценностью, поскольку самолет опоздал, и я в результате сам концерт пропустил, зато удалось договориться с Фаули об интервью для журнала.

О книгах

Лучшее, что я прочел по-русски в последние месяцы, — роман «Немцы» Александра Терехова. Это как будто Михаил Шишкин на новом этапе. При всем уважении к Шишкину, мне кажется, что и «Венерин волос», и «Взятие Измаила» сейчас несколько устарели, впрочем, не знаю, не пробовал их перечитывать. А в Терехове есть все то, что мне дорого в этих книгах, но более жестко, если угодно, более саркастично и конкретно.

О прессе

Не могу похвастаться каким-то повышенным интересом к прессе, в конце концов сейчас благодаря Фейсбуку все мало-мальски стоящие тексты сами тебя находят. Бонмотизм как таковой меня уже не очень интересует, как в конце 1990-х. У меня сейчас вполне потребительское отношение ко всему написанному. Больше интересуют какие-то образовательные вещи, а хлесткость письма и умение сложить композицию как-то перестали обладать для меня такой уж ценностью. Хочется длинных непонятных текстов с обилием ссылок, имен и умных слов. Вероятно, это возрастное — хочется вернуть себя в студенческое состояние.

О соцсетях

У меня в свое время было какое-то подобие блога. «Блог» громко сказано, просто делал какие-то пометки в ЖЖ. Вообще я привык писать исключительно по служебной необходимости, и большой потребности как-то еще дополнительно выставляться у меня нет. К тому же в том типе журналистики, который я занимаюсь вот уже пятнадцать лет, всегда присутствует элемент позора, потому что ты всегда чего-то не учитываешь, всегда недостаточно знаешь, всегда бываешь эмоционально чрезмерен или неточен. Я не в плане самоуничижения это сообщаю, но понятно, что когда я в двадцать с лишним лет принялся что-то там писать о музыке, то прежде всего расписывался в собственном невежестве. В этом смысле Фейсбук мне симпатичнее, чем ЖЖ, поскольку тут можно напоминать о своем существовании самому себе (а это собственно и есть принцип дневника, если по Барту) куда более лаконичным образом. Иначе говоря, позора меньше.

Об авторитетах

Что до текущих обзоров, то мне, пожалуй, не хватает именно советов по части книг. Разумеется, в литературной критике традиционно крепок Лев Данилкин, но мне сложно на него ориентироваться уже хотя бы потому, что мы дружим больше двадцати лет и я слишком хорошо знаю его вкусы. Если говорить о кино, то я почти наверняка прочту любой текст, подписанный Алексеем Васильевым, — мне нравится его взгляд на вещи и невероятная на самом деле осведомленность под маской общей сентиментальной вздорности. Впрочем, я вообще ценю вздорность в культурной журналистике. Например, во всех отношениях превосходные тексты Ревзина или Быкова я не слишком люблю читать, именно потому, что они слишком складные и обоснованные, с ними остается только мгновенно соглашаться, а это быстро надоедает. Как у Галича: «ну да, говорят, ну ты прав, говорят, и продукция ваша лучшая».

Что до музыкальной журналистики, то в рецензиях как таковых я вообще не нуждаюсь, и так все понятно. Мне было бы интересно читать какие-то совсем глобальные истории, скажем, как менялся звук того или иного десятилетия. Здесь такого вообще никто не делает. Вот, например, «Афиша» не так давно проделала вполне титанический труд, изучив местную поп-музыку 1990-х. История вполне безоговорочная, только непонятно зачем. Потому что при известной занятности отдельных представителей все это, в общем, чудовищная мура — и, кстати, всем, кто хоть как-то интересовался музыкой в 1990-е, это было понятно, никто никакой ностальгии по этому не испытывает. А хорошо бы делать такие вещи про софт-рок 1970-х или музыку к английскому телевидению (только что вышел хороший сборник на Souljazz, я поэтому вспомнил). Ужасно надоело столь распространенное здесь попутное ретро, когда за точку отсчета принимается любое личное воспоминание, причем любой степени идиотичности. Хочется читать про большое и чужое прошлое. Кто захочет читать про софт-рок, я, впрочем, не вполне себе представляю, но это не самая большая проблема. Кто способен такое написать — вот вопрос.

О перечитывании

Чтобы перечитывать книги, нужно достичь состояния некоторой минимальной гармонии, поскольку слишком много непрочитанного и велик соблазн и дальше расширять скудную базу данных. У меня все еще слишком силен этот зуд, поэтому перечитываю я только то, что успел капитально забыть. Последнее, что я таким образом перечел, — «Суть дела» Грэма Грина. В первый (и последний) раз я читал его в 1996 году, тогда он меня не слишком впечатлил, а теперь — любимый роман.

Максим Семеляк, главный редактор The Prime Russian Magazine

Интервью: Елена Рыбакова
Фото: Ксения Колесникова
Tags: Герои, Интервью, Максим Семеляк, интернет, музыка, сми
Subscribe

  • Новости

    PayPal покупает израильскую компанию CyActive PayPal, филиал корпорации eBay, покупает израильскую фирму CyActive, специализирующуюся в…

  • Новости

    Apple открывает офис в Израиле. Ждут Тима Кука 17 февраля в Герцлии-Питуах отпразднует новоселье израильский центр разработок компании…

  • Новости

    Anton Kubikov выступит в Тель-Авиве Ветеран российской электронной музыки Антон Кубиков 12 февраля выступит в тель-авивском клубе Duplex.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments